Вместо заключения

Стихи Аллы Постниковой – дочери бойца 9-й Кировской дивизии народного ополчения Лаврентия Тетюшина

ПАМЯТНИК
Взмыл памятник на ельнинских полях,
Преодолев земное притяженье,
Как песня о народном ополчении,
Как память о сражавшихся бойцах.
Идет на запад добровольцев строй,
Винтовки небо бороздят штыками…
Москву с оборонительными рвами
Им выпал жребий заслонить собой.
Идет старик с седою бородой
С врагом сравнять свой старый счет солдатский,
Ведь был крещен он пулею германской
В бою еще на первой мировой.
А рядом мальчик, полон гнева взгляд,
Ремень винтовки сжат в руке до боли,
Ему недавно в москворецкой школе
Учителя вручили аттестат.
Идет рабочий, ненависть свою
Обрушит он в бою на супостата.
И девушка идет из медсанбата
Спасать бойцов у смерти на краю.
Уходит ополчение вперед,
Земная боль на подвиг их сплотила,
В бой повела невиданная сила…
Их мужество из прошлого встает.
Как песня, как былина о бойцах,
Сражавшихся в народном ополчении,
Преодолев земное притяженье,
Взмыл памятник на ельнинских полях.

ПОД ЕЛЬНЕЙ
В день годовщины битвы под Москвой
Я слушала взволнованно солдата,
Его рассказ дорогой фронтовой
Вел по местам, где шли бои когда-то.
Казалось мне, сама пережила:
В народное вступила ополчение
И шла от подмосковного села
Войне навстречу в первое сраженье.
Я чувствовала тяжесть вещмешка
И боль в ногах на дальних переходах,
С солдатами стрелкового полка
Окопы рыла, мерзла на болотах.
В лесу, расположившись на привал,
Училась, как и все, огонь вести прицельный.
Но приближался враг. Наш час настал.
Мы в бой пошли, в свой первый бой под Ельней.
Я видела так ясно, как вчера:
Пехота занимала оборону,
Вдруг небо заслонили “мессера”,
С пригорка танки поползли по склону.
Где только что кружился листопад
И осень золотила перелески
На наших необстрелянных солдат
Смертельный шквал обрушился немецкий.
Бойцы бросали в танковую твердь
Бутылки с зажигательною смесью…
Их лица мне хотелось разглядеть,
Чтобы пропавших не было без вести.
Один, другой… Не сосчитать утрат…
Тяжел был шаг их по земле последний…
И ветераны в памяти хранят
Свой первый бой, неравный бой под Ельней.
Мы помним всех, кому не суждено
Под Ельней встать, чтоб в бой рвануться снова.
Для них там было поле Куликово,
Под Ельней было их Бородино.

СОЧИНЕНИЯ
учащихся московских школ, занимающихся в гуманитарном клубе “Образование и культура”
(региональная общественная благотворительная организация)

День Победы – один из главных праздников для меня. Каждый год 9 мая мы с семьей ходим к Большому театру и поздравляем всех ветеранов. И каждый раз я думаю: “Может, кто-нибудь из этих людей воевал или хотя бы встречался с моими прадедами на этой войне”.
С фотографии семейного альбома на меня смотрит черноволосый, кареглазый, красивый мужчина. Это мой прадед – Иван Ильич Гусев. Он родился на Дону, работал в колхозе, растил хлеб. На войне был лихим кавалеристом, лошадей знал и любил с детства. Дошел до Берлина. “Едут, едут по Берлину наши казаки…” – может быть, песня и про него тоже.
А это фотография моего прадеда Рязанцева Дмитрия Ивановича. Меня назвали Митей в его честь. До войны работал на заводе. Русский мастеровой человек, золотые руки. В 1941 году был призван в армию. Собираясь на войну, забыл дома свою кружку. Прабабушка стала плакать, а ее подруги успокаивали, говорили: “Раз забыл, значит вернется!” Так и вышло. Прадед прошел всю войну с Украинским фронтом. Весну 45-го встретил в Вене.
Третий мой прадед – Стрункин Иван Владимирович, родился на Смоленщине, перед войной с семьей переехал в Москву. Домой с фронта не вернулся. Сначала сообщили, что пропал без вести. Уже после войны семья узнала, что он погиб под Ленинградом в 1942 г. Мои прадеды никогда не видели друг друга. Так сложилась их судьба. Кто не вернулся с войны, кому война не позволила дожить до свадьбы своих детей. Их фотографии лежат в нашем альбоме. Об их подвигах рассказывают мамы и папы нам – их потомкам. Мы смотрим на мир их глазами. Жизнь продолжается…
Дмитрий Лепехин, ученик 6 класса “А” средней школы № 1221 Центрального округа города Москвы.

В этом году мы отмечали 55-летие Великой Победы, и 22 июня я познакомился с замечательным человеком. Это Вера Ивановна Катаева. В июне 1941 года она закончила школу № 95 Красной Пресни, а через несколько дней началась война. И Вера Ивановна записалась добровольцем ополчения. Она, тогда совсем еще юная, прошла всю войну от начала и до конца. Она перевязывала раненых, выносила их с поля боя, она защищала свою Родину. За мужество Вера Ивановна награждена орденами и медалями. Слушая ее рассказы о войне, я понял, что любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для нее действует.
Валерий Козлов, 10 лет, средняя школа № 82.
Двадцать пятого числа мы ездили в музей Обороны Москвы. Он находится в Олимпийской деревне. Этот район связал между собой события истории. Здесь в 1941 г. проходил рубеж обороны Москвы и москвичи – воины 5-й дивизии народного ополчения стояли на защите своего города.
Ну, а нас по музею вела ветеран 8-й дивизии народного ополчения Красной Пресни Катаева Вера Ивановна. Она родилась и жила на Пресне, закончила 15 июня 1941 года 10 класс школы № 95, а 22 июня началась война, и Вера Ивановна записалась в 8-ю дйвизию народного ополчения. Потому о Московской битве мы узнали через восприятие событий участника войны, находившегося в окопах и выносившего раненых с поля боя. В музее лежит ее красноармейская книжка, в графе “специальность” написано “учащаяся”. Вместе с Верой Ивановной мы прошли весь путь испытаний, выпавших на долю ее поколения, в первом зале “Вторжение” увидели немецкую технику и документы, в которых говорится о взятии Москвы. Увццели и аэростат заграждения, и прожектор, который “ловил” в небе фашистские самолеты. В зале есть настоящий вагон-теплушка, в котором люди ехали на фронт и возвращались домой в 1945 г.
Вера Ивановна рассказала нам о трагических днях обороны Москвы на дальних ее подступах под Смоленском, о том, что в составе дивизии была целая писательская рота, рота музыкантов из Московской консерватории, рабочие всех заводов Пресни. В 1991 г. поисковики г.Вязьмы нашли и доставили в Москву сейф с документами дивизии.
Последний зал завершается экспозицией “В памяти народной”, которая рассказывает о работе советов ветеранов дивизий, защищавших Москву.
В конце экскурсии Вера Ивановна прочитала свои стихи о войне, о русских березках, о том, что ветеранов становится все меньше и меньше.
События Московской битвы, показанные в музее, погружали нас в драматические годы войны, заставляли нас почувствовать те трагические дни боев и горький вкус победы. Лучшие сыны нашей Родины боролись и победили в этой войне.
Виктория Симонова, 12 лет, средняя школа № 101.
Конец апреля. Белорусский вокзал. Шум и волнение, все куда-то торопятся, но многие обращают внимание на электронное табло: “В двадцать три часа двенадцать минут в Смоленскую область на Вахту памяти отправляются ветераны 8-ой ДНО, родственники и школьники Красной Пресни”.
Раннее утро. За окном поезда я вижу неяркую картину русской, природы, березовые рощи, могучие ели и первые проталины, а на них – подснежники.
Впервые я поехала на Вахту памяти, когда училась в 6 классе. Мы долго готовились к этому событию: учили стихи, военные песни, узнавали историю ополчения. И вот мы на Смоленщине. Рассказы седых ветеранов о том страшном 41-м годе, о холодной осени и несметных полчищах врага, о проблемах и бедах Красной Армии. И вдруг меня пронизывает страшная мысль: “основным оружием в октябре 41-го года стали живые люди…”.
На окраине небольшого поселка, каких немало в нашей стране, скромная могила с красной звездочкой и табличкой из нержавеющей стали, где выбиты слова: “Здесь в октябре 41 года, рискуя жизнью, местные жители захоронили 1400 ополченцев Красной Пресни города Москвы”.
Еще одна остановка автобуса. Памятник ополченцам 9-й Кировской дивизии. На постаменте провидящие даль веков слова: “Они ушли в бессмертие”. Нина Федоровна Слайковская рассказывает, что много лет ищет могилу отца, собирает по крупицам сведения о страшных боях в октябре 41 -го, приезжает сюда, когда только появляется хоть какая-нибудь возможность. Она говорила нам о березовой роще, что выросла на поле боя, которое не смог перепахать тракторист, потому что из-под земли, выворачиваемой плугом, виднелись человеческие кости. Люди назвали эту рощу по имени тракториста – Костина роща. Теперь я смотрю на березовые рощи с особенным чувством.
На многострадальную землю Смоленщины, обильно политую кровью наших солдат и навсегда вобравшую в себя своих защитников, я приезжаю уже в третий раз. Не могу не приезжать. Всегда
останавливаюсь перед скромными обелисками и гранитными памятниками. Думаю, что здесь лежат солдаты, которые с осени 41 года не видели весны. Я рассказываю им, какая бывает весна – с капелью, с подснежниками, с распускающимися березовыми рощами.
Анастасия Потанина, 14 лет, средняя школа № 1113
Уже год я занимаюсь в гуманитарном клубе “Образование и культура”. Кроме основной программы, у нас здесь много самых разных мероприятий: экскурсии в музеи, посещения театров, концертов. Но особенно мне запомнилась встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Мне раньше казалось, что она была так давно, что все пережито и забыто. Поэтому, честно говоря, на встречу с ветеранами я шла с неохотцей. Но, глядя на лица наших гостей, переживая как бы с ними военные события: горечь отступления и радость победы, гордость за героизм товарищей и боль от потери друзей -я поняла, что все это было не так давно, как мне казалось, что война – это страшно, что это – боль и мука людей.
После встречи я долго не могла заснуть и много думала о Великой Отечественной войне, о войне вообще. Мы такого больше не хотим нигде в мире. Я – против войны!
Марина Шкель, 14 лет, средняя школа № 930

One response so far

  • Виталий Михайлович:

    Ищу судьбу Подольского батальона, который , по одним данным, вошел в 9-ю дивизию Народного ополчения, а по другим данным – в 8-ю дивизию. Командиром батальона был майор Меринов.
    Прошу сообщить, если у кого-либо есть информация.

Добавить комментарий