Среди множества загадок, которые связаны с историей 9 ДНО, особо выделяется судьба Подольского батальона. Известно о нём не очень много. Созданный из ополченцев г. Подольска и Подольского района, он имел в дивизии особое положение, даже обозначался на картах отдельно. По одной из версий, это был саперный батальон, по другой — заградительный.
В 2015 году мы уже пытались дойти от д. Бибирево к полянам, на которых отмечен отдельный батальон. Пробовали аж с двух сторон — от д. Леоново к Строине и дальше на юг, и от д. Бибирево на запад через Десну. Увы, тогда это нам не удалось. На фото — наша экспедиция того года на привале у д. Строина:
Сын ополченца М. Д. Коновалова, Виталий Михайлович (на фото 2015 года — крайний справа), несколько раз предпринимал попытки увековечить память батальона подольчан, но, увы, не смог найти понимания и поддержки ни в одной из инстанций, куда обращался с письмами и лично.
Тогда решено было справиться своими силами: изготовить мемориальную табличку, приобрести крест и установить его в лесу западнее д. Бибирево. За помощью в этом деле мы обратились к руководителю поискового отряда г. Ельня «Мы помним» Михаилу Алексеевичу Архипову. Он сразу же откликнулся на нашу просьбу и пообещал проводить нас к этим полянам. Мы решили организовать наш поход весной, когда нет высокой травы и можно попробовать пройти через большую заболоченную поляну за Десной к пересечению просек.
Итак, 24 апреля мы вдвоём выехали из Москвы в Ельню. К сожалению, Виталий Михайлович не смог присоединиться к нам из-за болезни. Сперва традиционно заехали к братским могилам в центре Ельни. Всё в городе уже готовилось к 9 мая, мемориал приводили в порядок после зимы. На плите 6 и 9 дивизий проросло какое-то очень жизнелюбивое растение:
Затем в магазине ритуальных товаров купили подходящий металлический крест и с помощью отзывчивых рабочих прикрепили к нему табличку. Затем встретились с Михаилом Алексеевичем и двумя членами отряда, юнармейцами, и все вместе сразу же поехали в Бибирево.
Всё поле между д. Бибирево и дорогой дымилось — горела трава, даже страшно было останавливаться и оставлять машину на обочине. Повезло, что огонь уже уходил от дороги, приехал трактор и стал опахивать землю возле домов, а Михаил Алексеевич позвонил пожарным.
В 2015 году мы переходили через Десну по небольшому мостику, построенному у дома мужчины, приезжающего иногда из Смоленска. Хозяин рассказывал нам, как в поле рядом с деревней упала тяжёлая бомба и образовалась огромная воронка, следы которой видны до сих пор. Он показывал нам также дыры в деревянной стене дома, которые оставили осколки немецких снарядов. В этом году мы снова встретили этого мужчину. К сожалению, на этот раз моста у его дома не было, но он рассказал нам, что переправиться можно чуть выше по течению, по стволу упавшей ракиты. Вообще-то в деревне есть старый брод через реку, отмеченный на картах, но в этот раз мы его не осматривали. Место нашей переправы выглядело так:
Преодолев это препятствие, мы вышли на правый берег Десны и прошли через ту самую большую заболоченную поляну, до которой доходили в 2015-ом. Ещё тогда мы заметили на поляне несколько небольших холмиков, предположили, что это могут быть братские могилы, и рассказали об этом знакомым поисковикам. На этот раз мы увидели, что холмики никто не трогал. Вообще никаких следов поиска на этой поляне мы не обнаружили, только «раскопки» кабанов и следы лосей. Теперь нужно было бы искать дорогу, ведущую к просеке и перекрёстку, но проблема была, как и в прошлый выезд, в том, что никаких дорог, выходящих с поляны, не было видно. Только небольшая тропка вела вдоль реки. Мы воспользовались навигаторами и решили пойти напрямик через лес прямо к перекрёстку.
Весенний лес прекрасен: поляны желтых, белых и сиренево-голубых первоцветов…
Наконец среди леса показалась дорога — сначала не та, которая была нам нужна, а потом и наша! От двух полян у перекрёстка не осталось и следа, однако в этом районе также обнаружились небольшие холмики, которые ждут исследования поисковиков. Зато сам перекрёсток виден отлично — старые просеки хорошо сохранились. В 2015-ом году нам говорили, что пройти сюда от Строины невозможно, так всё заросло. Конечно, дорога заболочена, но сложности явно преувеличены — надеюсь, мы когда-нибудь придём сюда от Строины.
Вид на север. Вот там Строина:
Оказавшись на месте, ребята быстро вырыли яму и установили памятный крест с табличкой. Вообще — очень трудно переоценить помощь этого замечательного отряда! Ребята несколько километров по лесу несли крест, лопаты. Огромное и Вам спасибо, Михаил Алексеевич!
Обратная дорога по просеке показалась совсем короткой и простой. Ребята даже удивились, почему мы сразу тут не пошли. Однако, когда мы вышли к Десне и обернулись назад, стало понятно, почему мы не могли найти эту дорогу — она совершенно заросла на границе леса и поляны. Вот она, как будто бы проходит между двумя ёлками, а на самом деле там густой кустарник:
На пути через Бибирево к нам снова вышел хозяин дома у переправы и показал поисковикам братскую могилу на окраине деревни — вероятно, неучтенную.
Ну, а нам пришла пора возвращаться домой. Конечно же, попрощались с нашими ополченцами.
Ещё больше фото — смотрите в альбоме поездки.