Момент отправки батальона на фронт (2 августа 1941 года, г. Москва)
Слева направо: бывш. военком Кирвоского р-на Сущев П. С., Лобанова Нина (третья), Маша Карасева (четвертая), Маша Горшкова (пятая), Тоня Маркина (девятая)
Фото из «Альбома Памяти», комментарий к фото (1967 г.) — Корзунецкий Г. Н.
О медсанбате 9 Кировской дивизии ополчения
(…) После многократных бесед с девушками удалось установить следующее.
Эти девушки одни из первых откликнулись на призыв партии – грудью стать на защиту столицы. Медсанбат формировался в июле 1941 года из девушек-добровольцев. Все они были москвичками в возрасте 18-20 лет. В батальоне их было около 300 человек, большинство из них комсомолки, остальных принимали в комсомол на фронте. Формировался батальон в стенах 649 ср. школы (2-ой Павелецкий проезд), классы которой были оборудованы нарами, на которых спали будущие бойцы. 2 августа 1941 года медсанбат был отправлен на автомашинах на фронт. Перед зданием школы состоялось построение и с напутственными речами выступил комиссар батальона Борисов Виктор Константинович и военком Кировского района г. Москвы Сущев Петр Степанович. На всю жизнь мы помним слова комиссара батальона Борисова В. К. : «Девушки! Через несколько минут вы отправитесь на фронт. Вас ожидают большие трудности и испытания. Вы все добровольно изъявили желание защищать столицу. Если кто из вас не уверен в своих силах, выйдите из строя, пока ещё не поздно». Но никто из девушек не дрогнул. Все остались в строю. Так с этого дня началась их фронтовая жизнь. Им особенно запомнились тяжёлые бои в районе Ельни. Бои не прекращались ни днём, ни ночью. Раненых было очень много. Весь медперсонал работал по несколько суток без отдыха. Операции производились непосредственно у фронта, под артиллерийским и миномётным огнём. Операционная находилась в недостроенном срубе, без пола и окон. Операционный стол размещался на 4-х досках, по 2-ум подносили раненых. Окна завешивали одеялами. Операционный стол освещался фарой от автомашины. Мужественно и неутомимо работал хирург Невский Александр Иванович, врач Пичугин и др.
Но фронт приближался всё ближе и ближе, и вскоре они оказались на переднем крае фронта. Все медработники были брошены на перевязку и эвакуацию раненых. Их грузили на автомашины, телеги, и под шквальным огнём вывозили в тыл. Сколько подвигов совершили в те дни девушки! Несмотря на окружение, они по несколько раз пересекали огненное кольцо, чтобы вывести раненых, рискуя своей жизнью. Так поступали Рая Перова, Лена Комаричева, Катя Заварзина, правда, она в последний момент была тяжело ранена, вступила в парт. отряд Корбута и около 2-х лет партизанила (за что была представлена к ордену «Красной Звезды»). Рая Перова продолжила свою службу в противотанковом истребительном батальоне и награждена медалью «За отвагу».
Исключительную смелость проявила коммунистка Кочеткова С. П. и её дочь Роза. Они на себе под огнём выносили раненых через водный рубеж (ледяная вода). В эти тяжёлые минуты боя душой батальона был комиссар Борисов Виктор Константинович. До (…) минут он не покидал раненых, а в последний момент, когда (…) на нас (…) немецкие танки, он с гранатой в руках бросился на вражеский танк и геройски погиб.
В этом тяжёлом бою погибли комсорг Лида Житневская, Белла Хасид, Ольга Харикова и большинство девушек медсанбата. Оставшиеся в живых девушки вливались в подходящие части и с ними снова и снова вступали в бой. Пошла в бой с частями генерала Козлова и Нина Лобанова, и Валя Усынина. Они (…) много раненых, переползая от одного к другому. Голову оторвать от земли нельзя было. Фашисты обрушили ураганный огонь на уничтожение наших частей. Вот в одном из этих боёв Нина была тяжело ранена, а Валя тяжело контужена. Так две фронтовых подруги похоронили друг друга и встретились спустя 25 лет в 1966 году. Это была трогательная и незабываемая встреча. Часть девушек: Маша Горшкова, Клава Агайкина, Маркина Тоня, Наташа Бесехина, Макаревич Тамара выходили из окружения небольшими группами и одиночку лесами, обходя далеко населённые пункты, чтобы не попасться в лапы фашистов. Они голодали, были оборванные и пухшие, ели всё, что попадало (мох, клюкву, кору, листья), но шли к нашим войскам.
Нелегко достался выход из окружения и Маше Карасёвой. Она была ранена в обе ноги и бойцы ей помогали выходить. Но на пути встретилась река, покрытая коркой льда. Маша плавать не умела. Под руками не было никаких средств и, тем более, времени. Тут помогла солдатская смекалка бойцов. Они связали ремни, носовые платки, и волоком перетянули Машу через реку. (…)
Примечание: Как ветеран Вел. Отечественной войны, я горжусь стойкостью, мужеством и отвагой этих юных девушек, добровольно ушедших на фронт. Они насмерть стояли, защищая нашу столицу — Москву. О их подвиге должна знать Родина, т. к. большинство из них (90%) отдали за неё самое дорогое – жизнь. Их подвиг бессмертен.
Гв. подполковник запаса Корзунецкий Георгий Никандрович
15.01.67
МИР № 17737/1
Это страшно. Женщины в частях вермахта не воевали, за очень редким исключением!