Ополченцы из Загорска

На этой странице можно скачать список ополченцев июля 1941 года из Загорска и Загорского района. Список составлен по материалам ОБД Мемориал (если не указано иное), а также с использованием других источников (письма, газетные публикации). К сожалению, мы не обладаем подлинными списками загорских ополченцев, т.к. они, по всей видимости, не сохранились, поэтому при дальнейшем анализе будем опираться только на имеющийся, «современный» список. Работа над ним началась в 2009 году и продолжается до сих пор. По  данным на октябрь 2013 года, было точно известно 178 ополченцев, попавших в 9 ДНО, всего в списке около 500 человек.

На февраль 2018 года известно уже 568 фамилий загорских ополченцев, служивших в 9 ДНО.

Кроме того, обратите внимание на оглавление внизу этой страницы — там размещены ссылки на биографии загорских ополченцев, чьи фотографии переданы нам родственниками.

Если вас интересуют не только ополченцы июля 1941 года, но и загорчане — участники войны (как погибшие/пропавшие без вести, так и вернувшиеся с фронта), а также  призванные из Загорска или из Загорского района (призванные Загорским РВК или призванные Константиновским РВК) — пишите, возможно, мы сможем помочь, у нас есть много материалов РВК. Документы Загорского РВК понемногу публикуются на отдельной странице.

Судьба загорских ополченцев

В начале июля 1941 года Государственный Комитет Обороны постановил провести добровольную мобилизацию трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения; ставилась задача провести к 7 июля формирование 25 дивизий.

С одной стороны, «мобилизация» — значит, переведение на военное положение тех, кто должен воевать. С другой — добровольная, т.е. по желанию. Ополченцами стали те, кто не подлежал призыву по возрасту (в июле 1941 это были те, кто старше 1905 года и моложе 1918-ого), а также те, кто по каким-либо причинам не подлежал призыву. При общении с родственниками ополченцев выяснились как случаи, когда люди отправлялись на фронт совершенно добровольно, по собственному желанию, даже будучи тяжело больными, так и противоположные, когда люди были именно мобилизованы и ни о какой добровольности речи не шло.

Добровольцы из Подмосковья вливались в состав дивизий, формирующихся в различных районах Москвы. В Книге Памяти Московской области, т. 23, имеется информация о том, что Загорский батальон, включающий жителей Хотькова и Константинова, был направлен в 8 ДНО Краснопресненского района. Этот факт упоминается во многих книгах, посвящённых ополчению.

Однако, просмотрев опубликованный на нашем сайте список тех, кто был мобилизован в июле 1941-ого, вы не найдёте в нём НИ ОДНОГО воина, имеющего адрес «8 ДНО» или «ППС 527, п/я 33» (адрес полевой почты этой дивизии). Анализ документов, имеющихся на сайте ОБД-Мемориал, показал, что не менее полутора сотен ополченцев Загорска и района попали не в 8, а в 9 дивизию народного ополчения, сформированную в Кировском районе Москвы. Почти все они затем служили в 1 (1300) стрелковом полку. Вообще ополченческие дивизии старались формировать так, чтобы в одном батальоне были жители одного города (так в 9 ДНО существовал Подольский батальон), а в одной роте, например, сотрудники одного предприятия.

В судьбе этой дивизии много белых пятен, о ней не написаны книги, но благодаря архивным документам, письмам ополченцев и немногочисленным газетным публикациям стало возможным восстановить её боевой путь. По этому пути от Загорска до Ельни прошли и наши земляки.

Ополченцы собирались в районе Черниговского скита, затем по Карбушинской улице прошли на железнодорожную станцию, в последний раз помахали родным из вагона электрички – и уехали. В Загорск через некоторое время стали приходить от них письма с коротким обратным адресом: сперва полевая почтовая станция № 527 (это ППС штаба 33 армии), почтовый ящик 41, затем, с середины августа, ППС 931.

В Москве дивизия расположилась в здании фабрики «Рот-Фронт» и в нескольких школах Кировского района. Однако пробыли в столице ополченцы всего пару дней: уже ночью 10 июля они отправились в первый поход. Прошли через спящие кварталы Замоскворечья, по Садовому кольцу, вышли на старое Калужское шоссе, а оттуда свернули на село Ново-Архангельское. Этот переход протяжённостью почти 30 км дался многим ополченцам тяжело. На новом месте сразу же начала работу комиссия – нужно было выявить и отправить  назад тех, кто из-за слабого здоровья не смог бы нести службу.

Из села Ново-Арханегльского дивизия снова пошла по Калужскому шоссе в Обнинск, затем через Боровск и Верею прошли в Можайск. Неподалеку от Бородинского поля дивизия вела оборонительные работы, участвовала в строительстве Можайской линии обороны.  Далее – по железной дороге — в Вязьму, затем в Спас-Деменск,  а оттуда немного западнее. С начала августа до середины сентября ополченцы находились на этих рубежах. Из карт Резервного фронта мы можем узнать точное место дислокации: 1 полк занимал деревню Лазинки, 2 полк — Могильное, 3 – Стребки и Нов. Стребки. Здесь дивизия понесла первые потери — после налётов авиации появились раненые и убитые.

Часто можно слышать о том, что ополченческие дивизии были недостаточно подготовлены и плохо вооружены. Это так: к примеру, 6 ДНО участвовала в боях уже в начале августа, спустя лишь месяц с начала формирования. Но 9 дивизии в этом отношении повезло: до конца сентября, то есть целых три месяца, она находились в резерве, бойцы строили укрепления и изучали воинское дело – и многому успели научиться. Что касается вооружения, то его действительно не хватало, особенно артиллерии: к примеру, по штату в дивизии должно было быть 30 пушек 76 мм калибра, а в реальности было всего 24, пушек 45 мм не было ни одной.

В сентябре дивизия была доукомплектована за счёт мобилизованных граждан, переведена в 24 армию, переименована в 139 стрелковую дивизию и перестала быть «ополченческой». Это уже была полноценная стрелковая дивизия, в состав которой входили 3 стрелковых полка (1300, 1302 и 1304), 976 артполк, 459 сапёрный батальон, батальон связи, медсанбат, разведрота, авторота. В конце сентября дивизия вышла за Ельню, на передовые позиции и приготовилась сменить довольно долго находившуюся на переднем крае 303 дивизию.

Согласно оперативным сводкам 24 армии, ночью с 1 на 2 октября дивизия начала смену частей 303 сд. По воспоминаниям бойцов, 1302 и 1304 полки успели сделать это вовремя, под покровом ночи, а 1300 полк опоздал. При свете дня немцы, занимавшие оборону на возвышенности, увидели большое скопление ополченцев и уничтожили практически весь полк. По всей видимости, большинство тех загорчан, кто попал в 9 дивизию и кого мы сейчас считаем пропавшими без вести, погибли именно в этот день.

А на следующий день началась крупномасштабная немецкая операция «Тайфун», в результате которой в окружении оказались 37 советских дивизий.

Командир 1300 стрелкового полка, Сагит Тазетдинов, пропал без вести 2 октября. Выяснилось в дальнейшем, что он был ранен, попал в плен, но, пройдя через несколько концлагерей, выжил. К сожалению, в его книге воспоминаний «От смерти к жизни» описаны только лагерные мытарства, и нет ни слова о боевом пути 9 дивизии, о гибели его полка. Единственное упоминание о нашем земляке в книге появляется, когда полицай в лагере припоминает Тазетдинову, как тот расстрелял дезертира – «солдата Зайцева, призванного в армию из Мос­ковской области Загорского района».

Собственно, вот так – пленом – закончился короткий боевой путь тех ополченцев 9 дивизии, что не погибли в боях под Ельней.

Из 11, 5 тысяч воинов 139 стрелковой дивизии из окружения вышли всего 1200 человек. Дивизия перестала существовать ещё в середине октября, официально же она была расформирована 27 декабря 1941 года.

 

 

This page has the following sub pages.

10 комментариев

  • Владимир Алексеевич Селихов:

    Спасибо ВАМ за поиск и достойную память о погибших воинах 9-й ДНО!
    Как председатель совета ветеранов 139-й с.д., которая выросла из 9-й ДНО, предлагаю встретиться в Московском Комитете ветеранов войны (комн. 17, пятница с 11 до 14 тел.2410363). Мой отец погиб 12 августа 1942 года под г.Ржев и я езжу туда с ветеранами войны и «Детьми войны» уже 7 лет.
    А где есть школьный музей 9-й ДНО? Как его посетить? Есть ли у ВАС контакт с Советом ветеранов дивизий народного ополчения? Желаю ВАМ успехов и удачи в дальнейших поисках. Владимир Селихов. тел.8-916-9069417

  • Оля:

    Похоже, что в 158 попадали те, кто был призван Кировским РВК 17.07.1941.

  • Михалыч:

    Оля! Искренне рад за Вас и подравляю с заслуженным успехом!
    ведь второе место это для Вас первое. Вы его заработали достойно!
    Так держать! С уважением Михалыч.

  • Михалыч:

    Спасибо,Оля за сведения о Подольском батальоне. Известно,что этот б-он до
    конца августа 41 г. находился в подчинении командования дивизии, как отдель-
    ный. С сентября в 9-ю дно влился 459 осапб., сформированный в числе 15-ти в
    Московском ВО для дивизий но. Какой РВК формировал 459 осапб узнать пока
    не удалось.Известно,что часть ополченцев Подольского б-на вошли в его
    состав. Судьба Подольского б-на с сентября 41-го остаётся не известна, есть
    только версии. Для проработки их мне необходимо узнать даты отправки
    писем ополченцев Подольского б-на.
    С приветом Михалыч.

  • Елена:

    Уважаемая Ольга, добрый день! Пишет Вам внучка без вести пропавшего красноармейца Бузанова Александра Васильевича. У нас в семье ничего не сохранилось по дедушке (ни одной фотографии). Может у Вас что-то есть или еще какие материалы может у Вас имеются. Буду Вам очень благодарна. Зовут меня Елена, мой телефон 8-916-590-82-08. Живу в мкр.Клязьма Пушкинского района МО.

    • Оля:

      Здравствуйте, Елена! Ваш дедушка действительно служил в 9 ДНО, в книге призыва Пушкинского РВК указано: призван 26.08.1941, направлен в Ивантеевский обл. резерв. Ничего нового, к сожалению, пока не могу Вам сообщить — вероятно, вместе с другими воинами дивизии он пропал без вести в окружении под Ельней в начале октября 1941 года.

  • игорь:

    Оля добрый день Мой дед Тарантов Сергей Георгиевич был красноармейцем ушел на фронт в самом начале войны из города Киржач Владимирской области родом из дер.Михали Киржачского района Их посадили в эшелон но его разбомбили немцы там он и погиб больше ничего не знаю Если возможно то хоть какую-нибудь информацию Заранее благодарен Игорь

    • Оля:

      Здравствуйте, Игорь! Надо бы Вам в военкомате Киржача поискать книгу призыва или списки команд призывников, там можно будет понять, в какую часть Сергей Георгиевич был направлен. Попробуйте сделать туда запрос, вдруг они найдут что-то.

  • Валерий Борисович Перхавко:

    Ольга! Часть уроженцев Загорска сражалась также в рядах 8-й ДНО, например, железнодорожник, бывший начальник ж.-д. станции Загорск Сергей Иванович Захаров, ставший интендантом 1301-го стрелкового полка 8-й дивизии.

Добавить комментарий