70 лет назад…

Июл 06 2011

70 лет назад началась добровольная мобилизация трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения.
70 лет назад первые ополченцы будущей 9 ДНО стали приходить на пункты сбора.
О том, как уходил из Загорска (Московская обл., сейчас — Сергиев Посад) на фронт мой прадед, Василий Алексеевич Ильинский, мне много раз рассказывала бабушка. Настроение у всех было приподнятое, ополченцы были уверены, что война скоро кончится, «мы их шапками закидаем» — поэтому и записался в ополчение мой прадед, которого из-за болезни (у него была язва желудка, он пил только козье молоко и поэтому дома всегда держали коз) не призвали бы в армию. Вместе с ним ушёл его родной брат, Сергей, который был фотографом и, по рассказам бабушки, собирался «фотографировать немцев».
В Загорске ополченцы собирались в лесу рядом с Черниговским скитом. Через некоторое время их повели на станцию — опять же, по рассказам бабушки, не по главной улице — Комсомольской (сейчас Вифанская), а переулками, чтобы не собралась толпа провожающих. Но родные всё равно узнали, кто-то прибежал с криками: «Идут! Идут!» — и на станции, когда ополченцы уже разместились в вагонах электрички, удалось в последний раз попрощаться.

4 комментария

  • Поправка:
    «в вагонах электрички» — не было электричек в 1941 году
    Пригородные (дачные) поезда были, но их тянули или паровозы, или тепловозы.
    Дмитрий

    • Оля:

      Спасибо большое за поправку, Дмитрий!
      Я тоже не поверила, когда мне бабушка сказала, что уезжали они именно на электричках. Посмотрела в Википедии: «В 1929 году началось движение электропоездов на линии Москва — Мытищи (напряжение 1500 В)». Вот вопрос — стали ли через 10 лет электрички ходить по Ярославской ветке и дальше, и до Загорска?

  • Оля! Ваша бабушка, разумеется, была права.
    Первая в России электричка пошла именно на Ярославке, 1929 год – до Мытищ.
    В 1930 г. Электропоезда пошли до станций Щелково и Пушкино, в 1931г.- до Софрино, в 1933 г. — до Сергиева Посада.
    О поездах, сначала ходили так называемые «электросекции» «Метрополитен-виккерс» (Великобритания), а с 1935 года началась эксплуатация отечественных «электросекций» — СД № 071 их выпускали на заводы «Динамо» и Мытищинский машиностроительный.
    Так что в 1941 году электричка была привычным видом транспорта у сергиевопосадцев.

    • Оля:

      Спасибо, Андрей! Я недавно прочитала в нашей посадской газете «Вперёд» заметку об электричках и там тоже нашла подтверждение бабушкиного рассказа — точно, ходили электрички из Загорска.

Добавить комментарий