Островский А. А. 1903 г. р.

Островский Абрам Амшеевич

В начале войны — аспирант Экономического факультета Тимирязевской Академии. Отец двух сыновей, младшему из которых было 4 месяца. Пошёл на фронт добровольцем в составе 9 дивизии народного ополчения. Служил в звании сержанта. Был командиром миномётного расчёта. Получил тяжёлые ранения при отступлении к Спас-Деменску. Демобилизован с инвалидностью I группы, но закончил аспирантуру и защитил диссертацию в 1947 году.
Работал в НИИ Госплана. Награждён Орденом Отечественной войны II степени.

Абрам Островский родился в 1902 году в многодетной еврейской семье, в селе Знаменка Кировоградской области (тогда – Елисаветградского уезда Херсонской губернии).
Его дед был георгиевским кавалером, участником турецкой компании и обладателем огромной библиотеки, сгоревшей во время погромов в конце XIX века.
В 1919 году умерли оба родителя: мать от тифа, а отец получил на похоронах крупозное воспаление лёгких и умер спустя 2 недели. Сиротами остались 8 детей. Семнадцатилетний Абрам был старшим сыном в семье и, чтобы «поднять» младших, вынужден был 15 лет заниматься тяжёлой работой в пекарне. Физически он был очень развит, как и четверо младших братьев. Некоторые отличались богатырской силой.
Несмотря на своё вынужденное попечение о семье, Абрам был мобилизован в Красную Армию и принял ещё участие в Гражданской войне, во время которой получил лёгкое ранение.
Забота о младших братьях и сёстрах долго не позволяла продолжить среднее образование. Как только появилась такая возможность, в возрасте 32 лет Абрам поступил в Тимирязевскую Академию. Но для первого курса он был слишком хорошо подготовлен, а на втором не было свободных мест, так что взяли его сразу на третий курс.
К концу обучения — заведовал соцбытсектором профкома, был комсомольским активистом, кандидатом в партию. Академию он окончил с дипломом 1 степени, был круглым отличником.
В 1937 году во время летней практики в Воловской МТС получил небольшую производственную травму, ожоги, но благодаря этому познакомился со своей будущей женой, Евгенией Гольцевой, тоже выпускницей ТСХА.
В 1939 году, в Беленихино Курской области у них родился старший сын Борис (весил он 4.900, тоже был богатырь), а в 1941 году, уже в Москве, младший сын – Владимир.
В Москву Абрам Островский вернулся, чтобы продолжить учёбу в аспирантуре, по приглашению академика Василия Лубяко, который возглавлял кафедру экономики и высоко ценил своего недавнего выпускника.
Но закончить аспирантуру не удалось – началась война.
В июле в Академии был сформирован отряд ополченцев.
Воспоминания Евгении Петровны Островской:

«Всех аспирантов вызвали в партком и сказали «кто не может пойти защищать Родину — покиньте партком». Никто не вышел из парткома, всех записали, и они стали собираться в путь. А я с двумя малышами 2 года и 5 месяцев и 4 месяцев поехала в эвакуацию.
Муж поехал со своим отделением на фронт 20 июля 1941 года. И надо же было так случиться, что он попал на мою родину в г. Спас-Деменск. Их эшелон направили в Ельню, но их по дороге сильно бомбили. Особенно на станции Гривке, километрах в 8 от Спас-Деменска, на родине Исаковского. Он меня туда водил после войны. Там болото, в болоте они и спаслись, т.к. бомбы в болоте заглухали, но я видела скошенные сосны в обхват толщины, расщепленные как грозой, вокруг — воронки, полные воды. Он показывал мне место, где он лежал, а под ним была связка гранат. Он сам удивлялся, как он остался жив, ведь от своих гранат он мог взорваться.
В Спас-Деменске он приходил один раз к теще с тестем. Моя сестра Катя ходила в их лагерь и носила молоко и вареных кур. Катя была позже захвачена полицаями и сидела в карцере. Ее выручил один наш хороший сосед — Машнин за его же золото.
Около Спас-Деменска муж получил ранения и попал со своим взводом в окружение. Его подобрала женщина из деревни Митино в 15 км. от Спас-Деменска. Она была специально выделена для спасения раненных солдат, жила в лесу со своими четырьмя детьми. Она привела его и еще троих солдат в свой сарай, спрятала в яме, перевязала раны, покормила и стала искать наши машины, чтобы мужа эвакуировать. Так он попал в Москву, а затем — в эвако-госпиталь Термеза.
Мы потеряли друг друга. Я написала в Академию в Самарканд, куда она была эвакуирована. Написала наш адрес. А муж тоже, узнав где Академия, написал туда письмо. Так мы нашли друг друга.
Муж получил инвалидность 1-й группы. У него была контузия, его били припадки эпилепсии, страшные головные боли, он был ранен в коленку, голову и живот. Почти слепой. В Термезе ему сказали: “Если хочешь увидеть детей, лежи на спине 2 недели”. Он лежал. Глаз прирос, но все равно он не видел.
Приехав к нам в Башкирию, муж работал в МТС, ходил по колхозам и в 1944 году заболел малярией, бредил. Сестра забрала его в Москву».

У Абрама Островского был младший брат Иосиф Амшеевич Островский (1910-1980), бывший в ту пору уже знаменитым военным врачом. Он помог с лекарствами от малярии. Двое других его младших братьев погибли в годы Великой Отечественной войны.
Про боевой опыт Абрама Островского известно ещё и то, что его миномётный расчёт добился максимальной точности попаданий. Академические познания Островского в математике и физике очень пригодились во время боёв под Ельней.
В 1947 году Абрам Островский защитил с отличием диссертацию, вступил в партию, был активистом, членом профкома и пропагандистом от общества Знания.
Работал на Ставрополье, в Орловской, Запорожской областях, в Крыму, в Рязанской и Костромской областях, занимался экономикой мелиорации.
С 1960 по 1968 г. — старший научный сотрудник Центрального экономического научно-исследовательского института Госплана РСФСР.

В семейном архиве сохранились письма Абрама Островского с фронта и из госпиталя:

11/VIII 41 г. Леонид и Мария, здравствуйте!
Я думаю, вас не удивит мой адрес. Чувствую себя хорошо. От Жени еще ничего не получал. Не знаю, как она там живет.
Мария, я не знаю, в Москве ли Оля. Позвони ей по телефону Г-1-88-94 и передай мой адрес. Напишите мне письмо и сообщите все, что знаете о наших.
Вот пока все.
Обязательно пишите. В письма вкладывайте конверты и бумагу для ответа. С красноармейским приветом А.Островский.
Мой адрес: Действующая красная армия, полевая почтовая станция 931, 2-ой полк 6-ая рота, Островскому.

23/Х 41 г. Здравствуйте, мои дорогие, мои любимые Жена и Сынули Боря и Вова!
Целую вечность не имел от вас вестей и не знаю еще сколько не смогу от вас получать что либо. Мои дорогие, я все время был в большой опасности, я очутился в тылу у врага, 20 дней преодолевал невероятные трудности. Я пробирался к своим и выбрался. Сейчас я немного болен. Я надеюсь скоро оправиться. Пока адреса нет. Как будет адрес — напишу. А ты, Женя, немедленно ответь, как живете.
Крепко, крепко, целую. А.Островский.

Узбекская ССР, гор.Термез 3/XI 41 г.
Здравствуйте, мои дорогие, мои родные горячо горячо любимые Жена и Сынули!!!
Лежу в госпитале, вчера послал вам телеграмму. С нетерпением жду от вас весточки. Здоровье понемногу поправляется. Здесь сейчас ужасно жарко — градусов 30 и выше. Как бы мне хотелось, чтобы вы были со мной!!!
Женичка, я все время думаю о вас — как вы там. Ведь когда я был в бою и в окружении, я был один, а у тебя на руках драгоценная ноша — двое дорогих малюток. Вот почему я хотел бы, чтобы ты уехала куда-нибудь к нашим: к Исааку, Оле, Басе и т.д. Только, Женя, будешь переезжать — постарайся так, чтобы в Мичуринске кто-нибудь нас связал. Я потерял все документы и записную книжку и помню только ваш адрес.
В Москве я лежал 4 дня и никто не пришел — ни родные, ни Тимирязевцы, наверное, никого не было.
Ну, пока все.
Крепко, очень крепко целую <тебя>, Борю, Вову.
А.Островский.

Сталинабад Таджикской С.С.Р. 7/I 42 г.
Здравствуйте, мои дорогие, мои родные, горячо любимые Жена и Сыны!
Я как видите жив, сейчас выздоравливаю. Возможно скоро увидимся. Ранение у меня не опасное.
Женя, сейчас же телеграфируй, как вы живете. Как лучше — приехать ли к вам или вы приедете ко мне. Я если освобожусь, то смогу здесь устроиться. Здесь жить можно.
Но если у вас жизнь сносная, то я лучше приеду к вам. Это будет лучше. У вас там климат здоровее, и с детьми ехать конечно труднее.
У меня здоровье настолько поправляется, что можно даже еще повоевать. Наверное получу отпуск.
Только что получил из академии открытку с Вашим адресом. Даже руки дрожат от радости, что я могу вам писать.
Ну пока хватит. Крепко, очень крепко целую. А.Островский
Мой адрес: г.Сталинабад Таджикской С.С.Р. ул.Кирова, 60. Эвакогоспиталь 1034 4-ое отделение. Островскому.

Сохранилась и упомянутая в письме открытка из Академии:

Тов. Островский. Вот адрес Вашей жены: Башкирская С.С.Р. Воскресенский район, Татьяновский с/с, хутор “Слободка”. Гольцовой-Островской.
Колеснев и Груздев прислали женам телеграммы. Привет от всех тимирязевцев. Очень рады хотя ты жив. Желаем тебе поправиться поскорей. Партбюро.

6 апреля 1985 года, в канун 40-летия победы Абрам Амшеевич Островский был награждён Орденом Отечественной войны 2 степени. (№72) Номер записи – 1514087553.
Умер 15 июля 1985 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

No responses yet

Добавить комментарий