Летом 2019 года, изучая в ГАСО акты Смоленской областной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в документах Спас-Деменского района (Р-1630 оп. 1 д. 326) я прочитала о Спас-Деменской тюрьме. Гитлеровцы содержали там заключенных – подпольщиков и партизан, расстреливать возили в Поповский лес недалеко от города. В документах упоминались фамилии расстрелянных (все они уже заботливо выписаны исследователями и включены в Книги Памяти), а также приводились надписи, найденные на стенах тюрьмы. Среди них моё внимание привлекла такая «шифровка»: «Москва, 81 АСГ пр. №6 д. 10 к. 46 ПКП радист».
Вернувшись домой из Смоленска, я решила попробовать разгадать этот шифр. Я предположила, что П. К. П. – это инициалы человека, который написал на стене свой домашний адрес, чтобы кто-то мог сообщить родным о его судьбе. Однако в ОБД Мемориал найти бойца с такими инициалами и местом рождения «Москва» не удалось. Да и сам адрес выглядел загадочно. Моя коллега по работе со списком 9 ДНО, Наталья, по справочникам смогла отыскать, что АСГ – это Алексеевский студенческий городок (существовал с 1928 г., в н.в. улицы Космонавтов, Касаткина, Б. Галушкина. На месте этих улиц располагались номерные проезды). Таким образом, точный адрес узника – Москва, 81, Алексеевский студенческий городок, проезд №6, д. 10, квартира (или комната) 46.
Новый поиск в ОБД Мемориал принёс долгожданный результат – отыскался Подвальный Константин Петрович 1924 г.р., уроженец белорусской деревни Князинцево. До призыва он проживал в Москве именно по тому адресу, который был написан на стене тюрьмы, там же проживал его отец Петр Степанович, после войны разыскивавший сына. В анкете подворового опроса был записан адрес из последнего письма, полученного родными 1 августа 1942 года: ппс 736 п/я 14. Это была Оперативная специальная группа Разведывательного Управления Генштаба Красной Армии под руководством майора Спрогиса – та самая, где готовили Зою Космодемьянскую! Получается, Константин был направлен за линию фронта в качестве радиста, а потом попал в руки фашистов и так очутился в тюрьме Спас-Деменска. Потом, вероятно, были Поповский лес и расстрел.
Мы начали поиск родных, чтобы сообщить о судьбе радиста Константина. Судя по сайту «Подвиг народа», у него могли быть братья Виктор Петрович 1914 г.р. и Сергей Петрович 1921 г.р. Благодаря помощи Т. Н. Ромашовой, удалось дозвониться до племянника нашего радиста, затем откликнулась и его племянница. Они знали, что Константин был разведчиком и радистом, но о судьбе его ничего не было известно. С войны не вернулся только он один, самый младший брат.