В. Маногов, ученик 9-го класса 522-й средней школы Кировского района Москвы.
Здравствуйте, мама и папа! Я жив и здоров. Нахожусь под Москвой в 8-ми км от ст.Бутово. Из Москвы сюда шли свыше 11 часов. Прошли около 40 км. Место здесь очень красивое. Пока спим на открытом воздухе. Обещали дать обмундирование сегодня или завтра. Обедать ходим в столовую дома отдыха Наркомата оборонной промышленности. Здесь запрещенная зона. Спим в лесу на ветках и траве. Рядом с нами есть совхоз. Встаем в 6 часов, ложимся спать в 11 часов. В столовую ходим два раза в день со своими ложками и кружками. Хлеба дают 2 буханки на 3 человека на весь день, сахара каждому по 4 куска в день. Вчера наша ячейка управления строила палатку для командира роты. Пока никакой учебой не занимались. Ходят слухи о том, что обучаться будем только 10 дней. Пока ко мне писать нельзя, так как у нас нет номера почтового ящика. Вова. 12 июля 1941 г.
Здравствуй, мама! Второе письмо я не посылал так долго потому, что каждый день ждал отправки домой, так как был приказ отпускать из ополчения шестнадцатилетних (т.е. кому не исполнилось 17 лет). Всех ребят таких собрали и дали справки на получение паспорта в милиции Кировского района Москвы. Мы пошли до ближайшей жел.дор. станции, но по дороге нас встретил командир дивизии и вернул нас обратно, думая, что у нас были старше 17 лет. Это было 16 июля. Сегодня 19 июля, но пока ничего не слышно о нашем отправлении. Сегодня выдали обмундирование и приняли воинскую присягу. Постепенно отправляют домой инвалидов и непригодных к воинской службе. До сих пор у нас нет номера почтового ящика и тебе нельзя послать мне письмо, в котором я хотел бы узнать, где папа, ты и как дело с постройкой дома. Передай всем привет от — меня. Может быть, я скоро вернусь. Теперь сплю в шалаше. Занимаемся по-прежнему 10 часов в сутки. Если увидишь Коку Галанова, то передай ему, что в моем полку находится Брянский, которого Кока знает. Кроме того, в нашем полку находится наш учитель по географии. Каждый день к нам приходит пополнение из Москвы. Мне очень хочется белого хлеба, так как тот, который я захватил с собой, давно вышел, а купить здесь негде. Жалею, что не захватил с собой одеяло, которое ты мне давала. Если можно будет тебе приехать, я напишу тебе. Наверное, мы скоро перейдем на новое место. Ну, до свиданья. Вова.19 июля 1941 г.
Здравствуй мама! 19 вечером мы вышли со старого места и 20 числа расположились на окраине города Мало-Ярославца, в 120 км от Москвы по Киевской жел.дороге. Наверное, здесь будем стоять долго. Ты, наверное, беспокоишься за меня потому, что редко получаешь письма. Посылать письма мне к тебе очень трудно и некогда, так как очень много работаем и учимся. Возможно, я на время прекращу посылку писем. У меня остался только один конверт, так как все открытки я роздал товарищам, когда самых молодых хотели отправить домой. Мне очень хочется узнать про тебя, папу, Женьку, Люду, как и где вы живете. Может быть, я отпрошусь в Москву за очками, так как на далекое расстояние я плохо вижу. Если отпустят в Москву, я постараюсь забежать домой, хоть на минуту. Я здоров, хотя несколько раз лежал на мокрой траве. Передавай всем мой красноармейский привет. Может быть, ты долго не получишь письма. Но ты не беспокойся. До свидания. Красноармеец Маногов Вова.29 июля 1941 г.
Здравствуйте, мама и Женя! (Брат Владимира, старше его на один год, оставшийся в Москве, чтобы поступать в институт. — Н.С.)… Вот уже прошел месяц, как я призван. Я загорел, так как все время нахожусь на открытом воздухе. Привыкаю к красноармейской жизни. Не умею только надевать портянки. Я от вас не получал известий уже около месяца. Поэтому пишите мне быстрей. Пришлите мне в посылке, если можно, сахар, сухари, банку консервов, несколько пачек сухого киселя и еще, что достанешь. Напиши мне, где живете, в Москве или нет, где папа? Очень жалко, что не отдохнул в это лето после учебного года. Пришли обязательно мне конверты и чистой бумаги, а то мне не на чем будет писать. Мой адрес: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция № 527, почтовый ящик № 41 (тот же адрес, что был сначала и у П.Дмитренко. — Н.С.), 2-й стрелковый полк, 2-й батальон, 2-я пулеметная рота… Скоро напишу еще. Жду ваших писем и посылку.
6 августа 1941 г.
Здравствуйте, мама и Женя! Пишу это письмо для того, чтобы сообщить новый почтовый адрес: Действующая армия, полевая почтовая станция № 931,2-й стрелковый полк, 2-й батальон, 2-я пулеметная рота. Я по-прежнему жив и здоров. Пиши по новому адресу. Пришли мне мыло. Передавай мой привет. До свидания. Вова.
7 августа 1941 г.
Здравствуйте, мама и Женя! Пишу это письмо в свободное время, которого здесь выбрать очень трудно. Те письма я писал наспех и, вероятно, делал грамматические ошибки. Ошибки делал и потому, что был сильно переутомлен. Ты, наверное, думаешь, что я участвую в боях. Однако это не так. В боях не участвовал, а что будет дальше, не знаю. С нетерпением жду от вас писем и посылки. Может быть, вы живете не в Москве. Тогда напиши мне твой адрес. Пришли быстрей конверты или открытки. В посылке пришли, если достанешь, пачку чая. Пиши письма и посылки по новому адресу, который я тебе сообщил в письме за 8 августа. Напиши мне, как живет Люда, Галановы, папа, что слышно об обучении в школе. Часто вижу нашего учителя по физике Николая Семеновича. Пришли одну пачку хороших папирос, хотя я и не курю, но во время дождя папиросы согревают. На этом писать кончаю. Передавай всем мой привет. До свидания. Вова
12 августа 1941 г.
Здравствуйте, мама и Женя! 19 августа получил извещение о посылке и первое извещение о вас. Вашу посылку получил на днях. Жду от вас письма. Прошло уже 20 дней, как я в Смоленской области. Живу по-прежнему, здоровье в порядке, если не считать боль в спине после вчерашнего предохранительного укола в спину. Через несколько дней буду принимать еще один укол, обязательный для всех. Не успел дописать письмо до конца, как меня позвали за посылкой. Как принес ее, сразу распечатал, и в первую очередь читал письмо, но многое для меня осталось не совсем ясно. Во-первых, напишите мне, как строитесь, одни или вместе с Галановыми, где папа, если он в армии, сообщите его адрес. Посылок пока не посылайте больше. Если мне будет нужно, я напишу. При изучении пулемета 20 числа я получил от командира роты благодарность за хорошее знание материальной части пулемета. Выговоров и взысканий еще не получал. Два моих товарища — школьники и оба, как и я, перешли в 10 класс. Научился набивать пулеметные ленты. Газеты читаю через день. Скоро получу первое жалование — 10 рублей за полмесяца с 1 по 15 августа. На этом писать кончаю. Пишите письма. Передайте мой привет всем. До свидания. Вова.
21-22 августа-41 г.
Здравствуйте, мама и Женя, папа! Вчера получил письмо от 13 августа и 2 открытки от 13 и 18 августа. Узнал подробно о стройке, о Люде и папе. Жду вторую посылку, которую ты хотела послать днями позже первой. Письма идут сюда теперь часто. Моих товарищей — учеников ждут дома в Москве ежедневно, как и ты меня. Мой товарищ по школе Володя Стаклис тоже в пулеметной роте. Ему пришло извещение о посылке. Обмундирование я полностью получил еще в Мало-Ярославце. Иногда работаю связным при штабе батальона, а чаще связным при роте. Денег мне не надо. Об учебе я не думаю. До свидания. Передавай привет Завьяловым. Вова.
29.08.-41 г.
Здравствуйте мама, папа, Женя! 1 сентября начинается учебный год в школах, но мне, видимо, доканчивать 10 класс не придется. Мама, ты в каждом письме пишешь мне, чтобы я узнал у командира, к кому обратиться насчет учеников, которые здесь находятся. Узнавать незачем. Учеников могут отпустить, если на это будет приказ. Если же такого приказа не будет, то заявления об отпуске будут бесполезными, и я тогда останусь служить в армии. Письма получаю часто. Последнюю открытку получил от 23.08 сегодня утром.
Живу хорошо, здоровье в порядке. Учимся военному делу, укрепляем свои позиции. Пришли мне в посылке сахар и конфет и еще чего-нибудь. Теплых вещей не присылай, если их будет надо мне, то я напишу. Больше писать не о чем. Пишите вы. Пришлите посылку. Передавайте всем привет. До свидания.
Западное направление 31.08-41 г. Вова.
Здравствуйте, мама, папа, Женя! Письма от вас получаю почти ежедневно. Теперь подробно знаю, как вы живете. Я живу хорошо, продолжаю изучать военное дело. Нахожусь на Западном направлении. Кепка и щеблеты были у меня до тех пор, пока дали полностью обмундирование. Затем я их выбросил по дороге. Ковбойка находится у меня. Пришлите мне посылку. Напишите, куда хочет поступать Женька. Кроме вас я писем больше никому не посылал. Напишите, строится ли кто-нибудь еще из Зарядья в Обираловке. Заявления пока не подавал, так как все выяснится на днях. Какого числа начнутся занятия в 10-х классах? Привет всем. До свидания.
2.09.41-г. Вова.
Здравствуйте, мама, папа, Женя! В ближайшие дни напишу, остаюсь я здесь или нет. Сегодня принял второй укол против столбняка, брюшного и сыпного тифа. Сейчас не больно, но через день, говорят, будет боль. Но ничего, эту боль перенесу, как и после первого укола, хотя в этот раз впустили в два раза больше лекарства, чем в первый раз. Теперь моя постоянная должность: связной при штабе батальона.
Вчера получил от вас открытку от 29 августа. Мама, узнай, какого числа начинают занятия в школах старшие классы. Желаю успешного окончания строительства дома. Привет всем. До свидания. Вова. Западное направление. 04.09.41 г.
…Боли после второго укола уже не чувствую. Заявления подавать не буду, так как в ближайшие дни узнаю точно, остаюсь я или нет. Живу хорошо, так что обо мне не беспокойтесь. Дожди здесь бывают редко. От дождей я укрываюсь плащпалаткой. Пришлите мне конвертов и открыток с бумагой. До свидания. Привет всем. Вова.
7.09.41 г.
Здравствуйте, тетя Катя, Андрей и Вера! Шлю вам пламенный красноармейский привет. Сегодня получил от вас письмо, за которое очень вам благодарен, так как кроме мамы мне писем никто еще не писал. Живу хорошо, здоровье в порядке. К красноармейской жизни уже привык. Сейчас я учусь военному делу, прохожу боевую подготовку. Андрей, напиши мне, где ты будешь учиться. Вчера у нас был концерт. Выступала бригада артистов московских театров. Концерт мне очень понравился. Желаю вам всего наилучшего. Обо мне не беспокойтесь.
Привет Степану Степановичу. До свидания. Вова.
9.09.-41 г.
Здравствуйте, мама, папа, Женя! Вчера вечером получил посылку. Сегодня ее распечатал, прочитал записку и пишу ответ. Посылкой я остался очень доволен. Только прошу одно: если послать посылку вам очень трудно из-за денег, то лучше не присылайте. Я обойдусь без нее. На днях пошлю вам 50 рублей, так как здесь деньги девать некуда, а что у меня остались, то мне их хватит. Кроме того, я каждый месяц получаю и буду получать 20 рублей полевых.
Я здесь многому научился и многое узнал о жизни. Портянки надевать научился, но у меня только одна пара. Если будешь посылать посылку (когда будут деньги), то пришли портянки и носки или чулки. За последние дни погода испортилась. Пошли осенние дожди. Заканчиваем рыть свою землянку. Землянка должна получиться у нас хорошая. Сделаем в ней печку, чтобы сушиться и греться. Каждую ночь приходится дежурить по два часа.
Напишите: сейчас папа считается призванным или нет? Куда хочет поступать Женька? Что еще осталось в доме незаконченным? На днях мы получили подарки от трудящихся и учеников Москвы. Заявление я подал и жду ответа.
Будьте здоровы! Еще раз напоминаю, что присылать мне посылку на нужные вам деньги не надо (Выделено автором письма. — Н.С.). До свидания. Вова.
18.09.-41 г.
Здравствуй, мама! Привет папе, Женьке, Завьяловым! Я тебе уже писал, что нахожусь на новом месте. Теперь напишу подробно. 18.09. получил от тебя 2 письма. Написал ответ, послал тебе 50 рублей. Все остальное время проводил за работой над землянкой. Землянка вышла хорошая, но спать в ней пришлось только одну ночь, так как 20 числа ушли со старого места. Уходить оттуда не очень хотелось, т.к. там пробыли свыше полутора месяца. Шли подряд три ночи, а днем отдыхали. Проходили по селам и деревням, которые опять стали советскими. Всюду видны следы жестоких боев. Конечно, в походе были трудности, но я их перенес. Во время похода получил только насморк. На новом месте нашли землянку, сделали в ней печку. В землянке живем втроем. Дни становятся холодней, по утрам бывают заморозки. Вчера получил шинель. Теперь буду писать регулярно. Заявление, о котором ты меня просила, подал и жду ответа. Мама, получила ли ты мои 50 рублей? Я их послал тебе, потому что они вам нужнее, чем мне. Как вы дальше будете жить без денег? Надо обязательно кому-нибудь из вас устраиваться работать. Поселились ли вы в новый дом? Как обстоит дело с домом у Галановых? Как вы живете? Мне очень обидно знать, что вы плохо живете. Думаю, что дела у вас скоро поправятся. Хорошо бы ты прислала мне теплые вещи, о которых я тебе уже писал. Это: портянки, чулки или носки и шерстяные перчатки. Потом я просил прислать мне перочинный ножик. (Та же просьба, что и у моего отца. — Н.С.).
Желаю всем вам хорошей жизни. Женьке желаю хорошо учиться, папе хорошо работать, а тебе — быть хорошей домохозяйкой. До свидания. Привет всем. Вова. 29.09.-41 г.
Все. Дальше — мрак неизвестности. Обратите внимание: у последнего письма Владимира Маногова — та же дата, что и у не дописанного последнего письма моего отца Федора Слайковского. Это — 29 сентября 1941 года. А завтра… Завтра, точнее в ночь на 30 сентября 41-го, началась операция «Тайфун» — генеральное наступление немецко-фашистских войск на Москву.Три дня и три ночи удерживали бойцы 9-й Кировской дивизии (общевойсковой номер 139 СД) в составе 24-й Армии занятые ими рубежи у деревни Леоново под Ельней, не имея ни минуты передышки. Враг поливал их огнем и свинцом, с земли и воздуха. Немцы шли в атаку, вспоминал позднее вырвавшийся из вяземского окружения дивизионный инженер, впоследствии академик С.Г.Колеснев, хорошо одетыми, при галстуках, с засученными рукавами рубашек, непрерывно стреляя трассирующими пулями для психологического эффекта. Но не дрогнули ополченцы, в большинстве своем люди отнюдь не военные — солидные отцы семейств и безусые юнцы-школьники. До конца выполнили свой солдатский долг. Ценою своей жизни они защитили Москву на дальних ее подступах. Защитили, получается, и нас с вами, ныне живущих.
Добавить комментарий