Известно, что многие ополченцы, вышедшие из окружения, разными путями возвращались в Москву, в те школы, в которых происходило формирование дивизии. После проверки они направлялись в другие части — но вот в какие? В воспоминаниях есть расплывчатое «в 5 армию», но уже встречалось несколько упоминаний о 158 сд (формирования 1942 года). Действительно, если забить в ОБД место призыва «Кировский РВК» и место службы «158 сд», то обнаружится довольно много солдат 1890-х-1900-х г. р. (непризывных на июль 1941, но подлежащих призыву уже через месяц). Может быть, это и есть ополченцы 9 ДНО, выжившие под Ельней и Вязьмой? Но, скорее всего, это совсем другие добровольцы, ушедшие в истребительные батальоны, из которых потом и формировалась 158 сд. Историю этой дивизии можно прочитать, например, тут:
15 января 1942 года 5-я Московская стрелковая дивизия получила общевойсковую нумерацию и стала именоваться 158-й стрелковой дивизией (2-е формирование). Вооруженные отряды, созданные в июне-июле из не подлежащих призыву трудящихся Москвы, превратились в обычное войсковое соединение. Основу дивизии составили бывшие истребительные батальоны Дзержинского, Железнодорожного, Кировского, Краснопресненского, Ленинградского, Октябрьского, Первомайского, Пролетарского, Ростокинского, Свердловского, Тимирязевского районов столицы, Ухтомского и Лотошинского районов Московской области.
В начале февраля 1942 года дивизия из-под Москвы эшелонами перебрасывается на Калининский фронт и включается в состав 22-й армии. Преодолев последние сто километров к линии фронта в пешем строю, бывшие ополченцы после тяжелого марша вступили в бой с противником на подступах к Холмецу. Эта задача была очень сложной. Первое боевое испытание для дивизии оказалось самым тяжелым за все годы войны. 800 добровольцев-москвичей сейчас лежат в братской могиле в центре Холмеца.
Добавить комментарий